четверг, 7 февраля 2013 г.

судно с цистернами

Сооружение I очереди обошлось «Мактрен-Нафте» в 1,6 млрд руб. В конце мая нынешнего года компания планирует ввести в строй II очередь — 2 тыс. м3 резервуарных мощностей: в результате общая емкость хранилища увеличится до 6 тыс. м3, а пропускная способность терминала возрастет до 300 тыс. твг. Эти работы оцениваются еще в 300-400 млн руб. Таким образом, общая стоимость проекта составила 1,9 млрд рублей.

Пропускная способность I очереди терминала рассчитана на перевалку 150 тыс. твг пропан-бутановой смеси. В ее состав вошли двусторонняя железнодорожная эстакада для единовременного слива 20 цистерн, резервуарный парк емкостью 4 тыс. м3 и 400-метровый трубопровод для транспортировки продукта на причал. Основная часть оборудования сливной эстакады — германского и американского производства: подвижные сливные устройства позволяют работать с цистернами разной емкости — 54 и 75 тонн. Скорость погрузки — до 400 тонн в час — впятеро превышает возможности терминала в Одессе. Погрузка может осуществляться как из резервуарного парка, так и по прямой схеме цистерна-судно; предусмотрена также возможность реверса (перекачка с судна в цистерны).

Пусконаладочные работы на I очереди объекта были завершены в декабре 2006 года, однако, как сказал «НиК» генеральный директор «Мактрен-Нафты» Агабек Бадалов, терминал несколько месяцев не мог начать работу из-за нерешенных вопросов, связанных с созданием в порту Темрюк международного пункта пропуска. Все необходимые работы по оборудованию пункта пропуска «Мактрен-Нафта» провела еще в 2006 году, и хотя первая опытная партия СУГ была отгружена в Болгарию год назад (в марте 2007 г.), по словам Агабека Бадалова, процедура необходимых согласований, связанных с таможенным оформлением экспортного груза, не завершена до сих пор.

Строительство, которое началось в 2004 году, требовало значительных работ по укреплению болотистого берега при входе в порт, на котором возводился терминал. На эти цели пошло 165 тыс. м3 песка, намытого в результате дноуглубительных работ, еще 370 тыс. м3 песка было завезено извне. Все сооружения терминала рассчитаны на сейсмическую активность до 9 баллов. В основание их фундаментов забивались сваи — армированные бетоном трубы. Помимо строительства самого портового комплекса, «Мактрен-Нафта» проложила к нему 2,2 км железнодорожных путей, построила дизельную электростанцию и 9 км ЛЭП, которая обеспечивает потребности не только терминала, но и очистных сооружений порта, а также близлежащего совхоза «Голубицкий».

Проект Темрюкского терминала появился вслед за утверждением указанной выше федеральной программы. В апреле 2003 года в Темрюке было создано ООО «Мактрен-Нафта», учредителями которой выступили Safinat An-Najaat Petroleum Co. Ltd. (Мальта), Letrox Ltd. (Кипр) и физические лица. Проект разрабатывал украинский «Укргазпроект», имеющий богатый опыт сооружения подобных объектов, также в проектных работах участвовал российский институт НИПИгаздобыча.

Приняв во внимание правительственные ориентиры, инвесторы озвучили планы по целому ряду проектов строительства в России, в первую очередь в Азово-Черноморском регионе, специализированных терминалов по перевалке СУГ, которые в перспективе призваны составить конкуренцию зарубежным портам (см. «Кто в очереди на сжиженный газ?»). Первым был введен в эксплуатацию терминал в Темрюке.

Создание в стране собственных морских терминалов по перевалке СУГ предусматривала принятая в начале нового века федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России» (2002-2010), лейтмотивом которой, в частности, было снижение дополнительных расходов и рисков, связанных с транзитом экспортных грузов через территорию третьих стран. Кроме того, ожидалось, что потребность в экспортной перевалке сжиженных газов будет возрастать по мере повышения уровня утилизации попутного нефтяного газа, о необходимости которого неоднократно заявляло руководство страны.

В 2007 году был обнародован еще один проект по экспорту СУГ. Уже во втором полугодии нынешнего года в Азовском районе Ростовской области планируется начать строительство комплекса по перевалке фасованных сжиженных углеводородных газов проектной мощностью 2 млн твг. Проект реализует компания «Азовтранзит», учрежденная группой компаний «Региональный промышленный альянс» — известным на Кубани и в столичном регионе девелопером. В отличие от других проектов, комплекс под Азовом будет служить для перегрузки танк-контейнеров с СУГ с железной дороги на судно. В его состав войдут причалы, железнодорожные подъездные пути и два склада, рассчитанные на единовременное хранение 19 тыс. м3 сжиженного газа. СУГ, произведенный компаниями России, Казахстана и Туркмении, планируется экспортировать в Средиземноморский регион (Египет, Израиль, Турция) и придунайские страны. Стоимость проекта оценивается в $100 млн, срок окупаемости — около 5 лет. Оборудование поставит компания «ОМЗ-нефтегазовые проекты», генподрядчик строительства — польская «Мостосталь-Экспорт».

Планируется построить двустороннюю сливную эстакаду на 42 цистерны, базу хранения объемом 40 тыс. м3, систему трубопроводов, соединяющую технологическую площадку с выносным причалом, способным обслуживать танкеры дедвейтом 25 тыс. тонн. Генеральный проектировщик объекта — американская Litwin MS. Одним из преимуществ проекта считается экономически более эффективный изотермический способ хранения и отгрузки. Минимальная стоимость проекта оценивается в $200 млн. Как сообщил «НиК» председатель совета директоров ТЭТ Камаль Лебедев, ввод мощностей по перевалке дизтоплива планируется к концу 2009, по перевалке СУГ — к концу 2011 года.

Другому проекту по перевалке СУГ, который реализует компания «Туапсинский экспортный терминал» (ООО «ТЭТ», стопроцентная «дочка» ООО «ПромТрансЛизинг»), пока лишь предстоит пройти экспертизу утверждаемой части рабочего проекта. Береговую часть терминала планируется разместить в 1.6 км от порта Туапсе на площадке бывшего Туапсинского машиностроительного завода, которую «ПромТрансЛизинг» приобрел еще в 2004 году. Предполагаемая мощность комплекса — 1,5 млн твг СУГ и 2 млн твг дизельного топлива стандартов Евро-3, Евро-4 и Евро-5.

Ввод объекта в эксплуатацию, первоначально намеченный на осень 2007 года, неоднократно откладывался из-за протестов местных экологов, утверждающих, что строительство терминала связано с риском для природы Таманского полуострова. Тем не менее осенью 2007 года проект получил положительное заключение государственной экспертизы. Сегодня предполагаемым сроком ввода в эксплуатацию терминала СУГ «Таманьнефтегаза» считается 2009 год, перевалки нефти и нефтепродуктов — 2010. Общая стоимость проекта оценивалась в 6 млрд рублей.

Большинство проектов создания в России мощностей по перевалке СУГ либо находятся на стадии разработки, либо по тем или иным причинам реализуются со значительными задержками. Наиболее продвинутым на сегодня является таманский проект: строительство перегрузочного комплекса на Черноморском побережье в районе мыса Железный Рог (порт Тамань). Заказчик и инвестор проекта ЗАО «Таманьнефтегаз» — «дочка» транспортного холдинга «ОТЭКО». Суммарный объем перевалки должен составить 10,5 млн твг (1 млн твг СУГ; 3 млн твг мазута; 5 млн твг нефти; 1.5 млн твг светлых нефтепродуктов). Терминал СУГ включает в себя эстакаду на 60 цистерн, резервуарный парк на 28,8 тыс. м3 газа под давлением и систему трубопроводов для отгрузки СУГ в два судна-газовоза с причалов глубиной 9,7 м. Одно из преимуществ проекта — глубоководность порта, который сможет принимать суда дедвейтом до 20 тыс. тонн.

Кто в очереди на сжиженный газ?

В России ежегодно производится около 10 млн тонн СУГ, из которых примерно 2 млн твг ' экспортируется. Как ожидается, в ближайшие годы (по последним прогнозам — к 2011 году) эти объемы должны удвоиться, главным образом благодаря ужесточению требований государства по утилизации попутного газа — основной сырьевой базы для производства СУГ. Между тем после распада СССР на территории страны не осталось ни одного морского терминала, предназначенного для перевалки СУГ. Основные экспортные объемы (1,2-1,3 млн твг) направляются по железной дороге в Польшу; львиная доля морского экспорта — 500 тыс. твг — переваливается через порты Украины — Одессу, Ильичевск и Керчь, незначительный объем — через Ригу.

Однако проект, в который «Мактрен-Нафта» уже вложила свыше 1,9 млрд рублей, с самого начала столкнулся с массой проблем, до сих пор работает с минимальной отдачей, и перспективы его развития весьма туманны. Это связано, во-первых, с отсутствием у стивидора необходимого грузопотока трейдеры пока предпочитают привычные маршруты через Украину. Во-вторых, недавние изменения в структуре собственников порта Темрюк поставили под угрозу не только планы вывода темрюкского терминала на проектную мощность, но и его работу в целом. Ведущая к терминалу железнодорожная ветка сегодня используется в первую очередь для нужд компании «Темрюк-Сотра», которая после перехода в прошлом году под контроль металлургического холдинга «Мечел» стала крупнейшим стивидором порта Темрюк.

В мае ООО «Мактрен-Нафта» планирует ввести в эксплуатацию II очередь терминала по перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ) в азовском порту Темрюк мощностью 150 тыс. твг. Первая очередь терминала была запущена весной 2007 года — это пока единственный реализованный в России проект создания инфраструктуры для морского экспорта СУГ, который сегодня идет главным образом через Одессу.

может скоро оказаться первый в России терминал для экспорта СУГ в Темрюке

В железнодорожном тупике

 /   / Перевалка

В железнодорожном тупике. может скоро оказаться первый в России терминал для экспорта СУГ в Темрюке - Нефть и Капитал

Комментариев нет:

Отправить комментарий